Не слишком оптимистичен был римский философ ЛуцийАнней Сенека, когда рассуждал о педагогической стезе. Он был убеждён, что «кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Его слова – не пустой звук, они основаны на немалом жизненном опыте и безусловной мудрости этого человека. Тем не менее, соглашаться с его словами и ставить на своей человеческой и педагогической жизни крест не обязательно. Учитель – это профессия и призвание, а не клеймо и наказание. И то, как сложится педагогический путь выбравшего эту профессию человека, во многом зависит от него самого. Поэтому важно с самых первых минут пребывания в школе выбрать правильный маршрут и следовать ему, справляясь с трудностями и проблемами, без которых не обходится ни один земной путь.
Для того, чтобы выбрать свою педагогическую тропу и не сбиться с неё в дальнейшем, молодому специалисту нужно научиться следовать нескольким простым правилам. Во-первых, необходимо понять, что то, чему учили в университете, институте или колледже, не всегда можно будет применить на практике. Жизнь подвижна и переменчива, дети порой непредсказуемы. В учебном же заведении чаще всего даются, безусловно, прекрасные методики, приёмы и технологии, но без видения реальной ситуации и без учёта особенностей детского коллектива, реализовать их в полной мере не удастся никому, даже самому великому мастеру. Здесь на выручку молодому учителю придёт сначала наблюдательность, а затем и опыт, который через некоторое время сформируется и начнёт подсказывать верное педагогическое решение. Во-вторых, нужно стремиться не только учить, но и учиться. Лишь тот, кто способен узнавать новое, может передать не только это новое, но и само стремление к знаниям своим ученикам. Считать, что университетского научения и вычитанных истин достаточно для успешного преподавания, наивно и излишне самоуверенно. Ничто не заменит мастерства, выработанного годами. Наставники и старшие коллеги станут лучом света и путеводной звездой. Главное не ошибиться с выбором и прислушиваться к словам старших. В-третьих, нужно принять возможные неудачи и ошибки. Как маленькие дети делают несмелые первые шаги, падают и снова поднимаются, так и молодые педагоги не должны фиксироваться на своих неудачах. Без падения не будет взлёта, без взлёта – падения. Тот, кто лишает себя права на ошибку, неизбежно придёт к мыслям о собственной некомпетентности и несостоятельности, зайдёт в тупик. Пробы и ошибки – закономерная и естественная сторона жизни. Важно только, чтобы эти ошибки вовремя исправлялись и не повторялись вновь. В-четвёртых, цель не всегда оправдывает средства. В погоне за желанием получить хорошие академические результаты нельзя забывать, что учитель работает не с глиной и не с пластилином, а с живыми и разумными существами, имеющими свои чувства и индивидуальности. Все дети живут в разных условиях и семьях. Они могут обладать абсолютно разными способностями. То, что не даётся одному, с лёгкостью может усвоиться другим. Признавая своё право на ошибку, педагог не может и не должен лишать этого же права своих учеников. В-пятых, никогда нельзя опускать руки. Безусловно, бывают такие дни, когда кажется, что ты ничего не можешь донести до детей, что твои слова разбиваются о возведённую между вами стену непонимания, когда начальство замечает только неудачи и игнорирует успехи, когда само пребывание в роли учителя кажется неуместным. Ничего страшного, сомнения и волнения нормальны. Тот, кто сомневается – стремится к совершенствованию и развитию. Знать и понимать свои недостатки – значит делать шаг к их преодолению. Учителю можно всё, что можно любому другому человеку – смеяться, плакать, разочаровываться в себе, сомневаться, искать, находить, верить, надеяться, бороться. Ему нельзя лишь одного – сдаваться и забывать, что учителями не рождаются, ими становятся. Нельзя чего-то достигнуть, отступившись, сдавшись, не приложив усилия.
Вот и всё, всего пять простых правил, следование которым поможет не сбиться с пути молодому педагогу. Жаль лишь, что их простота – не более, чем видимость, за которой скрываются необходимость постоянного самосовершенствования, понимания и принятия, ежедневного преодоления. Но стоит ли роптать на то, что выбрал сам и делать из призвания кару? Ведь радость от успеха не была бы столь острой и притягательной, если бы на пути не было преград и испытаний.
Автор: Миронова Елена Александровна |